Порт-Артур
(март 1898 – февраль 1904)
Весной
«Порт-Артур лежит на берегу Желтого моря…на
небольшом полуострове, наименованном англичанами «Reqent¢s Sword» (Меч Регента) и носящий китайское название
Гуан-дун, по английскому произношению, усвоенному и русскими – Кван-тун».
Свое
европейское название поселок Люйшунь получил, по одной версии в честь командира
английского военного корабля «AIqerino» лейтенанта Артура,
зашедшего в бухту в
Известно, что во время второй опиумной войны
английские ВМФ использовали некоторое время данную
территория в качестве военно-морской базы (ВМБ).
Строительные работы по превращению поселка в китайскую ВМБ начались в
Большинство крепостных укреплений, включая систему
земляных валов и инфраструктура порта была частично уничтожена в период
китайско-японской войны 1895-1896 гг. и не восстанавливалась китайцами в
1896-1898 гг.
В
К началу
русско-японской войны не удалось полностью углубить гавань Порт-Артура.
Командование российских ВМФ считало, что в период отлива, выход броненосцев из
гавани, кстати имевшей только один проход на внешний рейд, длиной до
«Гавань Порт-Артура тесна и мелководна. Вход в
гавань узок и неудобен; ширина входа между берегами – около 150 саженей, а
ширина фарватера в самом узком месте около 70-80 саженей, при чем здесь
развивается очень сильное (до
Глубина входа
в гавань – около
Сама гавань состояла из трех частей: Восточного бассейна,
Западного бассейна и Торговой гавани.
Восточный бассейн был искусственно углублен и служил
военным портом. Длина его – около 300 саженей, ширина около 125 саженей,
глубина –
Западный бассейн – обширный залив, но сильно
мелководный, дно которого во время отлива обнажается почти наполовину.
Небольшая часть была углублена.
На северной оконечности Тигрового хвоста находились
два эллинга для сбора миноносцев».
От внутреннего рейда прорыт канал к берегу Тигрового
полуострова (фактически узкая песчаная коса, внутри гавани «по западную сторону
от входа»), для прохода миноносцев и катеров к «минному городку», где расположены
склады боевых припасов и минного имущества морского ведомства (морская сажень
–1,83 м, фут –
Торговой гаванью называлась средняя часть
порт-артурской бухты. Здесь останавливались торговые суда и китайские
джонки.
В Порт-Артуре, на берегу Восточного бассейна
(военного порта), так и не был завершен особо стратегический объект ВМБ – сухой
док, предназначенный для ремонта броненосцев (Япония, к началу войны имела
несколько крупных сухих доков).
Действовали
только два сухих дока – для кораблей среднего тоннажа водоизмещением до 7000
тонн (крейсера, минные транспорты, канонерские лодки) и для миноносцев. Оба
дока были построены еще китайцами, частично разрушены в конце XIX в. и восстановлены уже
россиянами. Большой сухой док на берегу Восточного бассейна – «длиною в
Так же к
началу
Кстати территория военного порта была обнесена
стеной, которая постоянно охранялась
Проект
крепостных сооружений утвердили в
Но, к началу
военных действий в строй ввели только 9 морских батарей долговременного типа,
но даже там не хватало части броневых дверей и не были построены «павильоны для
дальномеров» и 9 временных, вооруженных орудиями различных калибров.
Только батарея «Электрический утес» имела на вооружении
береговые орудия 254-мм (5), способные в принципе поражать японские броненосцы
(учтем, что классический калибр как русских, так и японских эскадренных
броненосцев – 305-мм).
Однако надо
учитывать, что российские крупнокалиберные орудия берегового базирования имели
начальную скорость облегченного снаряда и дальность полета в полтора раза
меньше, чем даже 254-мм морская система.
Для
производства выстрела, требовалось до трех минут. К тому же батареи
располагались на абсолютно открытой позиции (так же надо иметь в виду, что
начальство не «баловало» артиллеристов практическими стрельбами).
Батареи приморского фронта
ВМБ Порт-Артур (по российским данным)
№1 (Полевая) – 4-
№2 (Голова тигра) – 5-
№3 (Терраса) – 4-
№4 (Западная Тигровая) – 8-
№ 5 (Средняя Тигровая) – 4-
№6 (Большая Тигровая) – не вооружена
№7 (Большая Тигровая) – 4-279 (мортиры)
№8 (Восточная Тигровая) – не построена
№9 (Дальняя) – 5-152
№10 (Маячная)
– не построена
№11 (Перепелиная) – 4-152, 2-57
№12 (Артгородок) – 4-57
№13 (Золотая гора) – 6-279 (мортиры), 2-57
№14 (Под Золотой горой) – 2-279 (мортиры), 4-57
№15 (Электрический
утес) – 5-254, 2-57
№16 (Лагерная) – не вооружена
№17 (Стрелковая) – 8-229, 2-57
№18 (Плоский мыс) – 4-152, 2-57
№19 (Северная Крестовая) – 5-152
№20 (Средняя Крестовая) – 6-229 (мортиры), 2-57
№21 (Южная Крестовая) – 2-229 (мортиры), 2-57
№22 (Восточная Крестовая) – не построена.
Из них долговременные – 2,
6, 7, 9, 13, 15, 19, 21.
На сухопутном фронте были введены в строй: один форт, 2 временных укрепления, 3 стационарных батареи, в различной
степени готовности находились: 3 форта, 1 временное укрепление, 1 стационарная
батарея. Установлено 8 орудий! Однако надо учесть, что в Порт-Артур уже прибыло
236 крепостных орудий, к монтажу которых еще не приступали и 38 пулеметов.
Так же на территории ВМБ хранилось более 100 китайских орудий и
мортир различных калибров (от
«За пять лет русского владения город Порт-Артур
сильно изменился. Старый туземный городок, ютящийся около восточного бассейна, остался. Конечно
со своими кривыми и узкими улицами, но в китайских одноэтажных домах, прежде
так уныло смотревших на улицу своими сплошными глухими стенами, проделаны были
окна и двери, у многих появились крылечки русского образца. Запестрели вывески,
ресторанов. Даже пожарная каланча русского образца воздвигнута была на вершине
господствующей над городом Перепелиной горы».
В Старом городе находились – дворец наместника, штаб
укрепленного района и крепости, казармы, в том числе и Квантунского флотского
экипажа (не все), сводный госпиталь, отрядная церковь, почта и телеграф,
железнодорожная станция, интендантские склады, бойня, паровая мельница.
В
В Новом городе построены – штаб области, городская
гостиница, реальное училище, отделение Русско-Китайского банка, морской
госпиталь, остальные казармы Квантунского экипажа. Главная улица Нового города
и всего Порт-Артура – Морская.
В так называемом Новом Китайском городе – «жили
китайцы – торговцы, мастеровые, промышленники и подрядчики, а так же русские –
извозчики и мастеровые».
К началу
Для нужд
военного ведомства сооружены: солдатские казармы, различные постройки
Инженерного управления, включая здание штаба, госпиталь, военно-морское
министерство построило здание Квантунского флотского экипажа, с садом и
оранжереей, морской лазарет. Отдельный дом был построен для центрального штаба войск Квантунской области.
Имелся стратегический резервуар пресной воды (небольшое горное озеро).
Территория Порт-Артура имело электрическое освещение
(электростанция находилась на территории военного порта).
Гражданское население Порт-Артура в
январе
Все японцы (кроме маленьких детей), или
офицеры разведки или ее добровольные агенты, в том числе и женщины. Кстати в
Порт-Артуре функционировало несколько японских публичных домов. Вербовались и
успешно агенты и среди местных китайцев и иностранцев.