4kg.ru :: Российско-японские отношения
ru.wikipedia.org :: Япония

                                            Порт-Артур

                                   (март 1898 февраль 1904)

 

Весной 1898 г., т. е. в момент перехода под российскую юрисдикцию, Порт-Артур  представлял из себя портовый поселок, построенный в китайском стиле с населением около 4 000 китайцев и 200-300 европейцев.

«Порт-Артур лежит на берегу Желтого моря…на небольшом полуострове, наименованном англичанами «Reqent¢s Sword» (Меч Регента) и носящий китайское название Гуан-дун, по английскому произношению, усвоенному и русскими – Кван-тун».

 Свое европейское название поселок Люйшунь получил, по одной версии в честь командира английского военного корабля  «AIqerino» лейтенанта Артура, зашедшего в бухту в 1858 г, это был первый европейский корабль в данных водах. По другой версии поселок так же был назван англичанами, но в честь одноименного портового города, существовавшего на территории мифического средневекового английского государства короля Артура (он же главный герой эпического цикла о рыцарях Круглого стола).

Известно, что во время второй опиумной войны английские ВМФ использовали некоторое время данную территория в качестве военно-морской базы (ВМБ).

Строительные работы по превращению поселка в китайскую ВМБ начались в 1882 г. при помощи иностранных инженеров и продолжались до 1895 г. (полностью завершены не были).  

Большинство крепостных укреплений, включая систему земляных валов и инфраструктура порта была частично уничтожена в период китайско-японской войны 1895-1896 гг. и не восстанавливалась китайцами в 1896-1898 гг.

 В 1899 г. Николай II получил на рассмотрения смету на оборудование в Порт-Артуре ВМБ. Так как император категорически не верил в возможность в войны с Японией, а финансовое положение России, как всегда, было далеко не блестящим, он, по рекомендации Витте, принял решение работы по оборудованию ВМБ разделить на два этапа. Первый, рассчитанный на восемь лет, начал финансироваться в 1901 г. С учетом, что фактически весь спектр необходимого оборудования и стройматериалов приходилось завозить из России или закупать заграницей, то фактически работы в порту начались в основном только в 1902 г.

 К началу русско-японской войны не удалось полностью углубить гавань Порт-Артура. Командование российских ВМФ считало, что в период отлива, выход броненосцев из гавани, кстати имевшей только один проход на внешний рейд, длиной до 900 м и минимальной шириной 300 м невозможен. Планировалось пробить еще один проход на внешний рейд, но работы так и не были начаты.

«Гавань Порт-Артура тесна и мелководна. Вход в гавань узок и неудобен; ширина входа между берегами – около 150 саженей, а ширина фарватера в самом узком месте около 70-80 саженей, при чем здесь развивается очень сильное (до 5 футов в секунду) течение, сильно затрудняющее движение крупных судов.

 Глубина входа в гавань – около 28 футов в малую воду, почему наши броненосцы могли входить и выходить из гавани только 2 раза в сутки, во время прилива, когда уровень воды поднимается на 9-10 футов. Броненосцы могли выходить из гавани очень медленно, при помощи буксирных пароходов.

Сама гавань состояла из трех частей: Восточного бассейна, Западного бассейна и Торговой гавани.

Восточный бассейн был искусственно углублен и служил военным портом. Длина его – около 300 саженей, ширина около 125 саженей, глубина – 30 футов; набережная была облицована гранитом, и броненосцы могли приставать прямо к набережной.

Западный бассейн – обширный залив, но сильно мелководный, дно которого во время отлива обнажается почти наполовину. Небольшая часть была углублена.

На северной оконечности Тигрового хвоста находились два эллинга для сбора миноносцев».  

От внутреннего рейда прорыт канал к берегу Тигрового полуострова (фактически узкая песчаная коса, внутри гавани «по западную сторону от входа»), для прохода миноносцев и катеров к «минному городку», где расположены склады боевых припасов и минного имущества морского ведомства (морская сажень –1,83 м, фут – 0,3048 м).

Торговой гаванью называлась средняя часть порт-артурской бухты. Здесь останавливались торговые суда и китайские джонки.     

В Порт-Артуре, на берегу Восточного бассейна (военного порта), так и не был завершен особо стратегический объект ВМБ – сухой док, предназначенный для ремонта броненосцев (Япония, к началу войны имела несколько крупных сухих доков).

 Действовали только два сухих дока – для кораблей среднего тоннажа водоизмещением до 7000 тонн (крейсера, минные транспорты, канонерские лодки) и для миноносцев. Оба дока были построены еще китайцами, частично разрушены в конце  XIX в. и восстановлены уже россиянами. Большой сухой док на берегу Восточного бассейна – «длиною в 385 фут и шириною в 80 фут. и 34 фут. глубины…». Док для миноносцев находился на Тигровом полуострове.

 Так же к началу 1904 г. в ВМБ Порт-Артур функционировали – арсенал, различные мастерские, угольные склады (запас до 35 тысяч тонн), небольшой судоремонтный завод (мог своими силами менять котлы, топки, цилиндры паровых машин…).

Кстати территория военного порта была обнесена стеной, которая постоянно охранялась 

  Проект крепостных сооружений утвердили в 1900 г. Намечалось построить 27 морских стационарных батарей, а для защиты города с суши: 8 фортов, 9 укреплений, 6 стационарных батарей, 8 редутов. Всего Порт-Артурский укрепленный район планировалось вооружить примерно 550-560 орудиями различных калибров от 37 до 254-мм и 48 пулеметами.

 Но, к началу военных действий в строй ввели только 9 морских батарей долговременного типа, но даже там не хватало части броневых дверей и не были построены «павильоны для дальномеров» и 9 временных, вооруженных орудиями различных калибров.

Только батарея «Электрический утес» имела на вооружении береговые орудия 254-мм (5), способные в принципе поражать японские броненосцы (учтем, что классический калибр как русских, так и японских эскадренных броненосцев – 305-мм).

 Однако надо учитывать, что российские крупнокалиберные орудия берегового базирования имели начальную скорость облегченного снаряда и дальность полета в полтора раза меньше, чем даже 254-мм морская система.

 Для производства выстрела, требовалось до трех минут. К тому же батареи располагались на абсолютно открытой позиции (так же надо иметь в виду, что начальство не «баловало» артиллеристов практическими стрельбами).

 

Батареи приморского фронта ВМБ Порт-Артур (по российским данным)

 

№1 (Полевая) – 4-107 мм

№2 (Голова тигра) – 5-152 мм

№3 (Терраса) – 4-57 мм

№4 (Западная Тигровая) – 8-229 мм (мортиры), 2-57 мм

№ 5 (Средняя Тигровая) – 4-229 мм 

№6 (Большая Тигровая) – не вооружена

№7 (Большая Тигровая) – 4-279 (мортиры)

№8 (Восточная Тигровая) – не построена

№9 (Дальняя) – 5-152

№10  (Маячная) – не построена

№11 (Перепелиная) – 4-152, 2-57

№12 (Артгородок) – 4-57

№13 (Золотая гора) – 6-279 (мортиры), 2-57

№14 (Под Золотой горой) – 2-279 (мортиры), 4-57

№15 (Электрический утес) – 5-254, 2-57

№16 (Лагерная) – не вооружена

№17 (Стрелковая) – 8-229, 2-57

№18 (Плоский мыс) – 4-152, 2-57

№19 (Северная Крестовая) – 5-152

№20 (Средняя Крестовая) – 6-229 (мортиры), 2-57

№21 (Южная Крестовая) – 2-229 (мортиры), 2-57

№22 (Восточная Крестовая) – не построена.

Из них долговременные – 2, 6, 7, 9, 13, 15, 19, 21. 

На сухопутном фронте были  введены в строй: один форт, 2 временных укрепления, 3 стационарных батареи, в различной степени готовности находились: 3 форта, 1 временное укрепление, 1 стационарная батарея. Установлено 8 орудий! Однако надо учесть, что в Порт-Артур уже прибыло 236 крепостных орудий, к монтажу которых еще не приступали и 38 пулеметов.

 Так же на территории ВМБ хранилось более 100 китайских орудий и мортир различных калибров (от 280 мм (1) и 210 (1), 150 (2), 120 (3), 87 (40), 73 (1), 61 (2), 57 (10), 53 (1), 43 (1), 87 (2, мортиры)…), еще в принципе способных стрелять и боезапасы для них (в 1898 г. оставлены китайской армией за взятки). На сухопутном фронте могла применяться с открытых позиций полевая артиллерия частей Квантунского укрепрайона (19 орудий).

«За пять лет русского владения город Порт-Артур сильно изменился. Старый туземный городок, ютящийся  около восточного бассейна, остался. Конечно со своими кривыми и узкими улицами, но в китайских одноэтажных домах, прежде так уныло смотревших на улицу своими сплошными глухими стенами, проделаны были окна и двери, у многих появились крылечки русского образца. Запестрели вывески, ресторанов. Даже пожарная каланча русского образца воздвигнута была на вершине господствующей над городом Перепелиной горы».

В Старом городе находились – дворец наместника, штаб укрепленного района и крепости, казармы, в том числе и Квантунского флотского экипажа (не все), сводный госпиталь, отрядная церковь, почта и телеграф, железнодорожная станция, интендантские склады, бойня, паровая мельница.

В 1902 г. началась массовая застройка так называемого Нового города (китайский поселок получил название Старого города), здесь постройка велась «… по американскому образцу. Проводились широкие прямые улицы с мостовыми и тротуарами чисто столичного типа, с площадями, парками и бульварами, с готовой канализацией, водоснабжением и электрической проводкой».

В Новом городе построены – штаб области, городская гостиница, реальное училище, отделение Русско-Китайского банка, морской госпиталь, остальные казармы Квантунского экипажа. Главная улица Нового города и всего Порт-Артура – Морская.

В так называемом Новом Китайском городе – «жили китайцы – торговцы, мастеровые, промышленники и подрядчики, а так же русские – извозчики и мастеровые».

К началу 1904 г. в Порт-Артуре функционировали – управления Русского горно- и лесопромышленных товарищества, больница, ресторан «Саратов» на набережной, газета «Новый край», имевшая собственную редакцию и книжный магазин (Пушкинская улица), строился каменный православный собор (между Старым и Новым городами). Лучшие магазины находились тоже в Новом городе на Бульварной улице. Всего по российским официальным источникам в Порт-Артуре «было 1 712 торговых и промышленных заведений».

 Для нужд военного ведомства сооружены: солдатские казармы, различные постройки Инженерного управления, включая здание штаба, госпиталь, военно-морское министерство построило здание Квантунского флотского экипажа, с садом и оранжереей, морской лазарет. Отдельный дом был построен для  центрального штаба войск Квантунской области. Имелся стратегический резервуар пресной воды (небольшое горное озеро).

Территория Порт-Артура имело электрическое освещение (электростанция находилась на территории военного порта).

          Гражданское население Порт-Артура в январе 1904 г. составляло до 15 000 россиян, примерно 600 европейцев, до 35 000 китайцев и 700 японцев.

        Все японцы (кроме маленьких детей), или офицеры разведки или ее добровольные агенты, в том числе и женщины. Кстати в Порт-Артуре функционировало несколько японских публичных домов. Вербовались и успешно агенты и среди местных китайцев и иностранцев. 

Сайт создан в системе uCoz