4kg.ru :: Российско-японские отношения
ru.wikipedia.org :: Япония

                                        Россия и Япония

 (от Руси языческой до Российской империи времен Александра III)

 

  Зададимся вопросом, от кого, наши предки, могли впервые получить хоть какую-то информацию, что на другом конце мира, там, где встает солнце, есть обитаемые острова, и люди там такие же по виду, как жители Китая?

То, что, тоже очень-очень далеко, на востоке, есть государство – Китай, и какие  там живет люди, руссичи, уточним, именно те из них, кому это было интересно и даже важно, могли узнать и узнали не позднее 4-го века н. э., благодаря контактам с племенами гунно-угров в Северном Причерноморье, затем с Византией, еще несколько позже с Хазарией. Эти государства по Великому шелковому пути, имели многовековые торгово-политические отношения с Китаем.

Через, несколько столетий, уже до Киевской Руси, начнут время от времени добираться китайские товары. Следовательно, мы, имеем право допустить, что тогда же –IX-XIII вв. до Руси могла дойти некая, пускай малодостоверная информация и об островном соседе Китая... но информация могла и не дойти.

  Есть другая версия – в сороковые годы XIII века большинство русских княжеств, после военного поражения, признают себя вассалами улуса Джучи, следовательно, и в целом Монгольской империи.

 Монгольская военно-политическая элита уже в начале XIII века получает в свое полное распоряжение обширные китайские и корейские архивы по японской тематике, в том числе и карты, где достаточно точно были изображены основные острова Японии. Этому нечему удивляться, китайцы и корейцы постоянно торговали и, что важней посещали Японию, по крайней мере, с I-го тысячелетия н. э. Следовательно, ими же, веками, против Японии проводились различные виды разведывательной деятельности. Это обычная цивилизационная практика. 

 Значит, мы можем допустить, что уже карту монгольской империи, и ее соседей, некий хан-чингисид, или темник, или высокопоставленный чиновник улуса Джучи, вполне мог продемонстрировать, и даже дать по ней пояснения, своему важному и верному  вассалу – русскому князю.     

  Могли доходить до Руси, еще раз уточним, именно для тех, кому это важно, следовательно, широкой огласки не было, сведения о походах (неудачных) монголо-китайско-корейских войск императора Хулибая против Японии в конце XIII века. В армии этого внука Чингис-хана могло оказаться и небольшое число русских воинов из числа военнопленных, но вряд ли те смогли, в конце концов вернуться домой, но...   

  Таким образом, мы  предоставим право на жизнь версии, что во второй половины XIII века, кое-кто на Руси, знал, что Япония есть!

       А, вот дату первого контакта россиянина и чистокровного японца, как говорится нос к носу, история сохранила намного точней. В 1699 г. отряд казаков под командованием пятидесятника Владимира Васильевича Атласова (впоследствии получившего чин казачьего сотника) во время экспедиции на Камчатку, обнаружил в одном из селений камчадалов на р. Иче, пленного японца, купца из Осаки, по имени Дэмбээ Татэкава (Дэмбэй, Денбей), который оказался здесь в результате кораблекрушения (жил у камчадалов уже более года).

   Есть правда сведения, что некий японец-католик Николай, член Ордена Святого Августина, приехал в России и даже жил в Москве в конце XVI века. Потом он по каким-то причинам арестован, сослан в Соловецкий монастырь, затем его перевели в Нижний Новгород и здесь казнили в 1611 году.

  Но сведения обо всем периоде пребывании Николая в России очень фрагментарны. К тому же Николай, вполне мог быть жителем одного из островов, которые находятся сейчас в составе японского государства, а на тот период истории японской территорией еще не стали – например Рюкю. 

 Атласов же забрал именно чистокровного японца, которого он, кстати, считал «индейцем», с собой в Анадырь, затем тот был переправлен в Якутск. Уже оттуда Дэмбэй в 1701 г., через всю Сибирь, по указу царя «со всяким поспешением и обережью» перевезен в Москву.

 В январе 1702 г. в селе Преображенское его удостоил аудиенции Петр I. Интересно, что в некоторых документах того времени, Дэмбая считали по национальности «апонским татарином».

 Еще через некоторое время, в 1705 г. по царскому указу Дэмбэй определен учителем, в специально организованную школу японского языка в Санкт-Петербурге. Правда царь пообещал «когда он подучит русских робят японскому языку, его отпустят в Японскую землю», но…

 В 1710 г. Дэмбэй принял православие с именем Гавриил (фамилия Богданов), конечно на это он пошел с некой долей принуждения, и уже на родину возврата ему не было. В Японии за принятие христианства любого толка – смертная казнь.

К тому же еще в 1635 г. сегун «Иэ-миту Ко» издал указ, запрещающий японцам под угрозой смертной казни покидать Японию. Накладывается запрет на строительства судов более 80 т (японцам, которые на момент издания указа учились заграницей, запретили возвращаться на родину).

Мы должны осознавать, что российские компетентные органы и некоторые представители правящей элиты уже, по крайней мере, со второй половины XVII века обладали некими знаниями о Японии.

 Информация шла, конечно, не на прямую, что-то узнали через  Китай. В 1655, 1659, 1670 годах в Пекине посещали российские дипломатические представители, они вели переговоры и благополучно уехали в обратно в Россию.

  В Пекин же в 1675 г. было отправлено уже российское посольство во главе с переводчиком Посольского приказа Н. Г. Спафарием. Оно тоже побывало в Пекине, а по возращению Спафарий представил отчет, в котором в одной из глав есть – «описание славного и великого острова Яппонского, и что при нем обретается».

 В Западной Европе тоже уже накопили солидный багаж знаний о Японии. И часть этой информации не была секретной. Японию, к тому уже пусть и схематично, но наносили на все географические карты.

Япония начинает наноситься и на российские карты – С. Полякова (1673), И. Идеса (1695),  в иллюстрированной «Истории Сибирской», созданной тобольским сыном боярским С. У. Ремизовым не позднее 1699-1700 гг., есть на карте не только «острова Япония», но даже обозначены некоторые города, в частности Нагасаки.

  Не случайно Дэмбаем заинтересовался сам Петр I!

Царь, отдавая себе отчет, что иметь, только одного японца в качестве учителя не соответствует государственному подходу, приказал воеводе Якутска, провести на Камчатке поиски новых японцев силами местных казаков, чтобы впоследствии «учинить с Японским государством меж русскими людьми торги немалые, как и у Китайцов с русскими людьми бывает…».

 Они увенчались успехом – у камчадалов обнаружены еще, по крайней мере, шестеро японцев, потерпевших кораблекрушение в 1710 г. у Калегирской бухты (разбились две джонки). Двоих из них казаки отбили силой. Японца по имени Санима (Сани, Сан), доставили в Санкт-Петербург в 1714 г. Его определили учителем школы, а затем и крестили (по другим данным его окрестили еще в Якутске, стал он Иваном).

Кстати, в 1713 г. Санима был включен в качестве переводчика в отряд  И. П. Козыревского, посланного для исследования Курильских островов. Сам Козыревский имел инструкцию и «проведения Японского государства».

Известно, что материалы допроса Санима доложили Петру I.  

С момента своего открытия до 1753 г. школа в Санкт-Петербурге работала с перерывами (иногда просто не было новых учителей, да и учить такой язык как японский, тоже было мало желающих). С правления Анны Иоанновны  школа находилась в подчинении Академии наук

 В 1753 г. школа японского языка по решению Российского Сената из Санкт-Петербурга переводится в Иркутск и там работает до своего закрытия в1816 г. (числилась в штате иркутской гимназии).

 В 1757 г. в городе Илимске попытались открыть еще одну японскую школу, но через некоторое время ее слили с Иркутской.

 Весь этот период учителями в ней служили, или коренные японцы, которые оказывались во власти российских властей, после кораблекрушений, или уже их сыновья (внуки), рожденные в России. Некоторые из них даже получили самый низший классный чин – коллежского регистратора.   

Причиной закрытия школы в 1816 г., стало ходатайство Сибирского (Иркутского) генерал-губернатора тайного советника И. Б. Пестеля (отца известного декабриста), который обосновал, что школа не приносит пользы.

В 1716 г. на рассмотрение Правительственного Сената подано предложение организовать торговлю с Японией из Архангельска «через Обскую губу, Обь и другие реки, Байкал и Амур…». Вообще надо иметь ввиду, что в России в начале XVIII в. считали, что в Японии имеются богатые серебряные и золотые рудники (известно, что в 1721 г. два российских судна вышли из Архангельска в устье Оби, но экспедиция закончилась неудачей, одно судно погибло, другое вернулось, столкнувшись со льдами).

В 1711-1721 гг. по указу Петра I, впервые проведены масштабные  исследования Дальнего Востока, включая картографирование северной части Курильской гряды. Геодезисты Ф. Лужин и И. Евреинов, выехавшие на Дальний Восток в 1719 г. имели секретное поручения и насчет собирания сведений о Японии.

Известно, что в 1722 г. Петр I обсуждал план о возможном торговом пути в Японию и Индию с лейтенантом Ф. И. Соймоновым (впоследствии адмирал, сибирский губернатор, сенатор).

Летом 1729 г. к побережью Камчатки пристало японская джонка, потерявшее управление (мачту срубили из-за шторма). У экипажа (17 человек) не сложились отношения ни с камчадалами, ни с группой казаков пятидесятника А. Штинникова, которые стали ломать их судно, чтобы добыть железные детали. Японцы, узнав, попытались уйти в море на лодке. Штинников натравил на них камчадалов. Убито 15 японцев, двое взято в плен. Пленные уже в 1734 г. доставлены в Санкт-Петербург, крещены и стали очередными учителями школы.

А Штинников, за убийство японцев был посажен в тюрьму (потом освободился за взятку), но вскоре снова арестован и повешен! 

В 1730 г. указом императрицы Анны Иоанновны на Дальнем Востоке учреждается первый российский военный порт (военно-морская база) – Охотск.

Указом от 10 мая 1731 г. (по ст. ст.) в Охотске велено иметь верфи, пристани, и этим же указом создавалась первое военно-морское соединение  ВМФ России на Дальнем Востоке – Охотская флотилия.

В июле 1738 г. один из отрядов Великой Северной экспедиции под командованием Матрына (Мортона) Петровича Шпанберга (Спанберха) выйдя из Охотска и зайдя в Большерецк (Камчатка), пошли вдоль Курил к берегам Японии.

 Три небольших парусника корабля – «Святой Михаил» (командовал сам Шпанберг), «Надежда» (В. Вальтон), «Святой Гавриил» (А. Е. Шельтинг) вскоре потеряли друг друга из виду. Шельтинг вернулся на Камчатку, Шпанберг обогнув остров Уруп, тоже повернул обратно, а Вальтон добрался до восточного выступа Хокайдо, т.е. увидел Японию! Однако и он повернул обратно и пришел на Камчатку.

 В июне 1739 г.  М. П. Шпанберг, с отрядом из трех небольших парусных кораблей – «Архангел Гавриил», «Надежда», «Большерецк», первым из российских подданных, достиг побережья острова Хонсю (залив Сендай). Корабли встали на якорь. Начались переговоры и обменный торг, но вскоре Шпанберг прекратил переговоры с местной японской администрацией и покинул залив. Считается, что Шпанберг испугался, что японцы возьмут его корабли на абордаж с лодок. На обратном пути на Камчатку отряд Шпанберга шел вдоль побережья Хокайдо

Отдельно достиг побережья Хонсю, в очередной раз, отставший от Шпанберга, пакетбот «Святой Гавриил» Вальтона. Его люди (8 человек) высадились на берег за водой. Японцы их не тронули, даже помогли донести бочки с водой до шлюпки. От Хонсю Вальтон тоже вернулся на Камчатку. 

На не успех переговоров не в последнюю очередь повлияло то, что у ни  Шпанберга, ни Вальтона на борту не было ни одного переводчика с японского.

В 1742 г. Шпанберг вновь подошел к берегам Хонсю, но из-за тумана корабли потеряли друг друга и повернули на север к Курилам. Кстати в состав этой экспедиции было включено несколько «учеников японского языка».

В 1780 г. в Японии выходят два сочинения посвященных прогнозам будущих японо-российских отношений. Кудо Хэйсукэ считал, что Россия может стать торговым партнером Японии, а Хаяси Сихэй наоборот считал Россию потенциальным врагом и призывал центральное правительство приступить к постройке современных ВМФ и береговых батарей. 

В 1786 г. по ряду российских источников, в свою очередь ссылающихся на «японского исследователя С. Накамура… японцы впервые попали на Итуруп», а «узнали о существовании южного острова Курильской гряды…» Итурупа в 1754 г.

Японские источники утверждают, что уже во второй четверти XVII в. на японских картах обозначались Сахалин и Южные Курилы. 

В конце 1791 г. иркутский генерал-губернатор И. А. Пиль получил указ императрицы  Екатерины II «Об установлении торговых сношений с Японией». В нем в частности говорилось, что специальным посланником должен был назначен 26-летний поручик Адам Кириллович Лаксман.

 Осенью 1792 г. российская торговая миссия на бригантине (галиоте) «Екатерина» (командир Григорий Ловцов) прибыла на Кунашир. На острове находилось несколько японских пограничных постов. Лаксман удалось переправить, через японских пограничников «письмо губернатору Матцмайской области Шымано Камисама» (о. Хокайдо) с предложением начать переговоры. Губернатор в свою очередь сообщил о прибытии миссии Лаксмана в Эдо.

 Положительный ответ пришел только в апреле 1793 г., все это время «Екатерина» с россиянами стояла на Кунашире, по приказу Лаксмана на зиму был даже построен на берегу дом.

В июле 1793 г. «Екатерина» пришла в Хакодате, оттуда миссия во главе с Лаксманом по суше отправилась в столицу Хокайдо г. Матцмай.

Переговоры были не долгими, менее месяца. Лаксман получил некий «письменный вид», имея который, российский корабль с новой торговой миссией, мог прийти в Нагасаки «где будут находиться японские чиновники, долженствующие с русскими договориться о сем предмете».

В сентябре 1793 г. «Екатерина» пришла в Охотск.

Кстати во время переговоров японской стороне передали, впервые в истории российско-японских отношений, двоих японских моряков, оказавшихся в России в результате кораблекрушения (всю дальнейшую жизнь находились под домашним арестом, однако их не казнили).

Фактический провал переговоров не случайность – японское правительство, уже имело благодаря своим торговых партнерам – Голландии и Китаю, достаточный багаж информации о своем новом дальневосточном соседе, и не могло воспринимать переговоры с младшим офицером, не имевшим посольских полномочий от императрицы (имел письмо только от Пиля), серьезной попыткой установления дипломатических и торговых отношений со стороны России.

В Санкт-Петербурге наоборот не считали, что переговоры окончились провалом. А. К. Лаксман получил следующий воинский чин капитан-поручика. «С разрешения императрицы Лаксман поместил изображение японского меча…» в своем фамильном дворянском гербе.  Сумел он и убедить Екатерину II, что переговоры с японскими властями надо продолжать. В 1796 г., когда уже заканчивалась подготовка к новой экспедиции, Лаксман умер в Сибири, в том же году скончалась Екатерина II. России стало не до Японии.

И напрасно! В конце XVIII века Российская империя начинает Японской империей, на правительственном уровне восприниматься, как потенциально враждебное государство, претендующее на территории, которые Япония считала своей сферой влияния – Сахалин и Курильские острова.

Россия же, особенно со второй половины XVIII в. активно осваивала эти дальневосточные острова и даже де-факто претендовала на часть острова Хокайдо!

Местные японские власти на Хокайдо получают полномочия, не боясь последствий, даже путем военных действий против россиян и местного населения – айну – подчинить «северные территории», т.е. Курилы и Сахалин.

         С 1798 г. россияне, из-за опасности быть арестованными и даже убитыми японскими пограничниками перестали высаживаться на остров Итуруп. Российские пограничные знаки на острове уничтожены (японские наоборот установлены).

В 1801 г. японцы поставили свои пограничные знаки на острове Уруп.

Но, в Санкт-Петербурге считали, что могут вести переговоры с Японией по своим правилам, с позиции приобщения ее к мировой цивилизации.

 В сентябре 1804 г. в японский порт Нагасаки на шлюпе «Надежда» прибыл камергер Двора Е.И.В. Николай Петрович Резанов. В отличие от Лаксмана, он имел посольские полномочия от императора Александра I – «Чрезвычайный посланник и полномочный министр ко двору Японскому», и высокий чин, приравненный по Табелю по Рангам к генеральскому.

Однако в Японии уже знали, от тех же голландцев, что Резанов имеет полномочия вести переговоры и с Китаем, является руководителем российской кругосветной экспедиции, должен провести инспекцию российских владений в Америке и т. д. Голландский торговый резидент за месяц сообщил, японцам, о возможном прибытии «Надежды» в Нагасаки. За право торговать с Японией, Голландия, с XVII в. единственная европейская страна, имевшая право торговли с островной империей, по договоренности, поставляла правительству сегуна разведывательную информацию.

 Японцы, вновь ощутили в российском посольстве, все тот же элемент второстепенности по отношению к себе, следовательно, любой договор, заключенный бы с Резановым вел к потери лица.

Конечно, ни чему не привело и передача японской стороне четырех ее подданных, тоже из числа лиц потерпевших кораблекрушение. Переговоры и закончились ни чем!

Весной 1805 г. японская делегация вручила Резанову письменный отказ от ведения любых дальнейших переговоров!

 Но, камергер Двора Е.И.В. считал, что как представитель мировой державы имеет право применять к упрямым «варварам», которым в принципе желают только добра, военную силу. Так поступали, в этот же период времени англичане в Индии, власти США по отношению к индейцам, да и власти Российской империи с позиции силы начали проводить цивилизационные процессы на Кавказе.  

  Резанов предложил двум офицерам Охотской флотилии – лейтенанту Н. А. Хвостову  и мичману Г. И. Давыдову, осуществить силовые акции, против японских торговых факторий на Сахалине и Курильских островах.

 Им в командование были предоставлены вооруженные суда Российско-Американской кампании фрегат «Юнона» и тендер (шлюп) «Авось» (кстати именно Резанов прообраз главного положительного героя известнейшей рок-оперы «Юнона и Авось»).

 В навигацию 1806 г. «Юнона», под командованием Хвостова уничтожила, предварительно ограбив и взяв пленных, японскую факторию на Сахалине (залив Анива).

         В навигацию 1807 г. «Юнона» и «Авось» (командир Давыдов), разгромили и ограбили японские фактории на Итурупе, захватили и ограбили в море не менее четырех торговых японских судов.

Так же Хвостов в 1806 г. выдал старейшинам некоторых сахалинских поселений айну некие официальные документы о принятии местных жителей в российское подданство и «поднял российский флаг». По крайней мере, один старейшина даже удостоен серебряной медали на Владимирской ленте с надписью «Союзные России».

  Правда, вернувшись в Охотск, летом 1807 г. Хвостов и Давыдов были арестованы и переправлены в Санкт-Петербург на суд Адмиралтейств-коллегии, но в столице их, в конце концов, оправдывали. У Давыдова появился даже влиятельный покровитель – президент Адмиралтейского департамента вице-адмирал А. С. Шишков.

 Вообще есть версия, что офицеров арестовали не за пиратство по отношению к японцам, а поступил донос охотскому губернатору, что моряки заодно грабят и российские поселения на Дальнем Востоке. Когда выяснилось, что в этом они не виновны, претензии отпали.

Хвостов и Давыдов участвовали в российско-шведской войне 1808-1809 гг., отличились, но в наградах им отказал лично император Александр I – «Не получение награждений в Финляндии послужит сим офицерам в наказание за своевольство противу японцам».

В 1809 г. они оба утонули в Неве, в пьяном виде упали с разводного моста.

Кстати именем Давыдова названы – бухта и мыс (остров Сахалин), остров (Алеутские острова). Он же автор книги – «Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова». 

В 1807 г. японский военный отряд, вынудил группу российских промысловиков окончательно покинуть  остров Уруп.

        Летом 1811 г. к побережью островов Итуруп, а затем Кунашир подошел российский военный шлюп «Диана». Россияне на шлюпке пристали к берегу, но переговоры с японским представителем на Кунашире, завершились арестом всей русской делегации (8 человек), во главе с командиром «Дианы» капитан-лейтенантом Василием Михайловичем Головиным, а шлюп обстреляли орудия японской береговой батареи, «Диана» в ответ так же открыл огонь из пушек.

      Головин и его спутники освобождаются только в октябре 1813 г., когда японская сторона получила официальные  письменные извинения за действия Хвостова и Давыдова, которые фактически объявлялись пиратами, что они уже «были судимы, найдены виновными, наказаны и уже не находятся в живых».

    В советские времена  рейды Хвостова и Давыдова рассматривались под другим углом – «Между тем Н. П. Резанов, недовольный результатами переговоров в Японии, находясь в Ново-Архангельске, предложил офицерам Н. А. Хвостову и Г. И. Давыдову возглавить экспедицию на Курильские острова и Сахалин с целью их описания и изгнания с южной части Сахалина, куда они приходили на летний сезон для ловли рыбы и жили в так называемых летниках – легких жилищах. Офицеры с честью исполнили возложенное на них поручение. На кораблях «Юнона» и «Авось» они совершили плавание вдоль Курильской гряды, побывали в 1806 г. в заливе Анива, подняли русский флаг, описали все посещенные места и выдворили японцев на о-в Хоккайдо». 

    Головина и его спутников увезла из плена та же «Диана». Японские чиновники не рекомендовали впредь российским кораблям подходить к берегам Японии… Однако передача российских моряков происходила с соблюдением некой дипломатической церемонии и с обменом подарками.

Кстати книга Головина о годах японского плена, уже в 1820-тые годы  специально переводится в Японии с голландского на японский язык.

         В 1814 г. у побережья Итурупа крейсировал транспорт «Борисоглебск».

В 1815 г. бриг «Святой Павел» попытался высадить на побережье Итурупа четырех японцев, тоже из числа лиц, оказавшихся на российской территории в результате кораблекрушения. Но этой попытке помешал шторм. Японцы переданы местным властям на Итурупе только в навигацию 1816 г.

В апреле 1825 г. правительство сегуна издало «знаменитый указ утихарай рэй о том, что любое иностранное судно, которое нарушит изоляцию Японии, должно быть атаковано и изгнано».

В 1836 г. парусник «Уналашка», подойдя, к берегу Итурупа обстрелян береговой батареей и ушел в море (на его борту трое японцев, тоже, переживших кораблекрушение).

В 1842 г. правительство сегуна обнародовало инструкцию, «разрешавшую иностранным судам заходить в определенные порты для пополнения запасом и продовольствия».

В 1843 г. с брига «Промысел» на Итуруп переправлено шестеро японцев. Но переговоры о торговле с местной администрацией вновь не удались.

«К концу 40-х годов русские вновь появились на Амуре, начали основывать…укрепленные пункты. В 1851 г. были заложены Николаевск – близ устья Амура и Маринск – повыше…».

Летом 1852 г. транспорт (барк) Российско-Американской кампании «Князь Меншиков» вошел в порт Симода. Японские местные власти не разрешили сойти на берег нескольким японцам, жертвам очередного кораблекрушения, не приняли письмо от правителя кампании, однако сняли с него копию и отправили в столицу. Но вскоре японцы поставили на берегу несколько полевых орудий, направив их на корабль. На барк прибыл японский чиновник и потребовал, чтобы «Меншиков» немедленно покинул порт. Транспорт ушел в море.     

        В августе 1853 г. на рейд порта Нагасаки вошла эскадра вице-адмирала Ефима (Евфимия) Васильевича Путятина – фрегат «Паллада», корвет «Оливуца», шхуна «Восток», и тот самый транспорт «Князь Меншиков» (впоследствии Путятин станет «полным адмиралом» и графом). Вскоре «Князь Меншиков» ушел в Шанхай за провиантом и «новостями». Затем барк вернулся в Нагасаки, через несколько дней Путятин отправил его вновь в Шанхай за новой информацией. Россия  ведь уже находилась в состоянии войны с Турцией, назревал военный конфликт с Великобританией и Францией. «Восток» по приказу Путятина ушел в Татарский пролив «для ознакомления с новыми гаванями».

 Кстати одним из дипломатических чиновников штаба Путятина, являлся тогда еще начинающий писатель коллежский асессор И. А. Гончаров (впоследствии тайный советник, в честь Гончарова названы – мыс на острове Сахалин и остров у побережья Кореи, другое название Маяндо).

 В 1978 г. в городском парке японского города Фудзи установлен памятник Е. В. Путятину, а еще в 1969 г. в деревне Хэда открыли музей, посвященный Путятину.

 Предварительные консультации о возможном начале переговоров продлились до января 1854 г., с перерывом ноябрь 1853-январь 1854 гг. «Паллада» и «Оливуца» на это время ушли в Шанхай. Путятин хотел выяснить, не произошел ли разрыв политических отношений между Россией и Великобританией с Францией (в январе в Нагасаки вернулись так же «Меншиков» и «Восток»).

 В апреле 1854 г. все четыре российских корабля вновь покинули Нагасаки. Путятин заявил японской стороне, что в скором времени вернется для продолжения переговоров.

 Новый раунд переговоров завершился подписанием «Трактата о торговле, заключенного между Россией и Японией в Симоде 26 января 1855 г» (по ст. ст.).

 В начале декабре 1854 г. Путятин прибыл в Японию (порт Симода) на фрегате «Диана».

Первоначально «Диана» пришла в конце октября в Хакодате, где Путятин предложил японским представителям провести переговоры в Осаке и фрегат уже пошел туда, но японцы перегородили джонками вход в гавань Осаки и заявили, что местом переговоров ими выбрана Симода. Путятин некоторое время крейсировал у Осаки, но, убедившись, что японцы, не идут, ни на какие новые переговоры направился в Симоду.

По договору – «Отныне границы между Россией и Японией будут проходить между островами Итурупом и Урупом. Весь остров Итуруп принадлежит Японии…» остальные Курильские острова России. Японскими признавались острова Кунашир, Шикотан и вся Малая Курильская гряда, Итуруп. 

 Наши корабли получили разрешения заходить в порты Симода, Хакодате, Нагасаки.

В том же 1854 г. на Амуре заложен город Хабаровск.

В 1855 г. в порту Нагасаки по решению правительства, приглашенные голландские судоводители, начали обучения японских курсантов навигации.

Осенью 1858 г. открывается первое российское консульство – в порту Хакодате (остров Хокайдо, первый консул надворный советник И. А. Гошкевич, впоследствии статский советник в отставке, кстати, Горшкевич тоже состоял дипломатическим чиновником штаба Путятина),  в 1873 г.  консульство в Нагасаки, в 1874 – Иогакаме, 1881 – Кобе.

Кстати уже в 1989 г. в центре Хакодате был установлен бюст И. А. Гошкевичу.

В столице японской империи Токио (до 1868 г. Эдо) дипломатическая миссия открыта в 1874 г. Первый поверенный в делах,  а с 1876 г. уже посланник К. В. Струве.  

А еще в начале 1855 г. у побережья Японии после шторма в бухте Хэда затонул фрегат «Диана» (поврежден цунами в декабре 1854 г). «Диана» первый корабль российских ВМФ, погибший у берегов Японии!

В 1856 г. Охотская флотилия переименована в Сибирскую и основан город Благовещенск на реке Амур.

В 1857 г. на верфях Нью-Йорка построен для российских ВМС военный транспорт, получивший символичное название – «Японец».

С того же 1857 г. на Дальний Восток начали совершать переходы отряды кораблей БФ (стало ежегодной практикой).

В 1857-1858 гг. Путятину удалось внести в трактат дополнительные статьи, но заключению полномасштабного политического договора мешало неразрешенность вопроса о государственной принадлежности Сахалина. (1857 г. Путятин прибыл в Японию на винтовом корвете «Америка», а в 1858 г. на винтовом фрегате «Аскольд»).  

Сахалинская политика России в эти годы – исследования острова силами российских ВМФ, только настораживала и унижала  японцев, считавших, что в который раз в них видят обитателей второстепенного государства!

В 1858 г. учреждена должность российского военно-морского агента в Японии. В Хакодате прибыл лейтенант П. Н. Назимов (впоследствии адмирал в отставке).

 Переговоры между генерал-губернатором Восточной Сибири генералом от инфантерии графом Николай Николаевичем Муравьевым-Амурским и японской делегацией в  столице Эдо в 1859 г. закончились безрезультатно. Российская сторона  выдвинула предложение рассмотреть вопрос о разделе Сахалина по 50-й параллели, но при  условии обсуждения вопроса о предоставления российским  кораблям незамерзающей военно-морской базы, на одном из японских островов! Японская делегация проигнорировала оба предложения и вновь потребовала де-юре уступки всего Сахалина.  

       Тогда же, летом 1859 г. убиты первые россияне на территории Японии. Мичман Р. Мофет и  матрос Соколов зарублены в Иокогаме  группой самураев, возглавляемой Кабаяси Кохати, еще один матрос ранен (Корольков). В 1865 г. зачинщика арестовали и казнили. Россияне похоронены  на иокогамском кладбище. Японское правительство принесло России официальные извинения, снят с должности губернатор Иогакамы.

Летом 1860 г. в районе северной части бухты Золотой Рог с транспорта «Манчжур» высадилась пехотная рота и основала военный пост (буд. Владивосток).

В марте 1861 г. винтовой корвет «Посадник» (командир капитан-лейтенант Николай Алексеевич Бирилев, вышел из Хакодате), получил разрешение от князя островов Цусима Мунэ Еиери, произвести срочный ремонт корпуса и мачты. Неожиданно  Бирилев предложил местной администрации свою военную помощь в  связи, с якобы, имеющейся у него разведывательной информацией о готовящейся операции ВМФ Великобритании по захвату Цусимских островов. Такая попытка имела место в 1859 г. Следовательно, вставал вопрос о предоставлении российским кораблям постоянной военно-морской базы на Цусиме.

 В апреле того же года к берегам Цусимы с краткосрочными визитами подходили еще два российских военных корабля –  клипер «Опричник» и фрегат «Светлана». Оба раза на их борту оказывался контр-адмирал Иван Федорович Лихачев, начальник отряда российских кораблей на Тихом океане. Именно его считают главным инициатором попытки создания на Цусиме российской ВМБ.

 Лихачев во время обоих своих инспекций, неизменно оставался, доволен деятельностью Бирилева на Цусиме – капитан-лейтенант уже приступил к строительству нескольких деревянных зданий (бухта Осика, остров Каминосима (см. ниже)).

  Центральное японское правительство, получив доклад с Цусимы, отвергло эти предложения, более того отлично ориентируясь в геополитической ситуации в мире, обратилась за посредничеством к английскому посланнику в Японии сэру Резерфорду Алкоку. Англичане послали к Цусиме два военных корабля и провели переговоры с российским консулом И. А. Гошкевичем.

Лихачев все понял, клипер «Опричник» доставил на Цусиму приказ Бирилеву покинуть княжество. В сентябре 1861 г. «Посадник» покинул Цусиму, правда «Опричник» еще некоторое время оставался на рейде, а вскоре подошел еще и клипер «Абрек». Но в октябре 1861 г. российские корабли навсегда покинули островное княжества.

  Правительство Японии получило разъяснение из Санкт-Петербурга, что Бирилев действовал самовольно. Хотя офицер не понес никого официального наказания  и до 1868 г. продолжал службу и уволился по болезни в чине капитана 1-го ранга. Лихачев закончил свою карьеру в чине вице-адмирала.

 Есть версия, что в план цусимской авантюры Лихачев, предварительно представил на рассмотрение генерал-адмиралу Великому князю Константину Николаевичу и нашел у того поддержку.

«Острова Цусима расположены в северо-восточной части Корейского пролива. Они состоят из двух больших островов и нескольких меньших островов и островков… Северный из больших островов Цусима называется Каминосима, а южный Симоносима; эти острова отделены друг от друга заливом Асо и проходами Кусубо и Офунакоси».

В том же 1861 г. в Хакодате приезжает молодой священник отец Николай.

 В августе 1862 г. впервые в истории, в Санкт-Петербург прибыла японская правительственная делегация во главе с Такэноути Симоцукэ-но-ками. Переговоры о судьбе Сахалина вновь безрезультатны. Хотя теперь обе стороны  якобы согласны поделить остров, но японцы хотели иметь границу по 50-й параллели, российские власти внезапно же предложили провести границу по линии 48°северной широты.

В том же 1862 г. пост Владивосток получил статус военного порта.

Следующий раунд переговоров, после многочисленных предварительных консультаций, тоже прошел в Санкт-Петербурге в 1867 г. Подписаны  «Временные правила относительно острова Сахалин», декларирующие, совместное владения островом. «Граница определялась по Лаперузову проливу…», Россия «уступала Японии остров Уруп…» (см. выше).

В 1868 г. о. Николай крестил двух первых японцев Савабэ (наречен Павлом) и Сакаи (Иоанн).

В 1870 г. в Японии вступила в строй первая телеграфная линия – Токио-Иогакама.

В том же году Правительственный Синод принял решение об учреждении в Японии Духовной Миссии.

В 1871 г. в Японию зашел, совершающий кругосветное путешествие, винтовой фрегат «Светлана». Офицер корабля - лейтенант великий князь Алексей Александрович (сын Александра II, будущий генерал-адмирал) удостоился аудиенции у императора Мейдзи (Мацухито).          

 Вопрос о Сахалине удалось окончательно разрешить только весной 1875 г. Переговоры, а им как всегда предшествовали долголетние консультации, проходили опять в Санкт-Петербурге. Японская делегацию возглавлял посол в России вице-адмирал Эномото Такэаки (первый японский адмирал). Подписывается «Трактат, заключенный между Россией и Японией 25 апреля 1875 г.». Япония де-юре уступала России  весь Сахалин, а Россия Японии Курильскую гряду - 18 островов, от Урупа до Шумшу (морской границей между империями стал Первый Курильский пролив). Так же Россия предоставляло Японии право бесконтрольной рыбной ловли в Охотском море и у побережья Камчатки.

  В сентябре 1875 г. японцы торжественно передали российскому гарнизону свою крепость на Сахалине Кюсюн-Котанг (рядом с Корсаковским постом). За «194 здания японцев на Сахалине… и за движимое имущество» российское правительство выплатила компенсацию.

 На рейде уже бывшей японской крепости подняли флаги расцвечивания клипер «Всадник» и японский корвет «Ассага-Кан».

 Россия была чрезвычайно заинтересована в политическом урегулирование отношений с Японией, даже путем некоторых территориальных уступок, но только не на  Сахалине. Мы должны учитывать, что Санкт-Петербурге, в это время посчитали возможным считать, что Сахалин бывшая спорная территория только с Китаем и остров по Айгунскому договору 1858 г. уступлен Пекином вместе с Приамурьем и Приморьем (японское название Сахалина – Карафуто – «остров китайских людей»).    

  Правительство же императора  Мэйдзи, готовясь к превращению Японии, на первом этапе в самое сильное государство на Дальнем Востоке,

что  Россией абсолютно не                                                                                               осознавалось, сумело подсчитать, что неограниченное использование продовольственных ресурсов Курил и  Охотского моря ему пока важней чем Сахалин.

 К тому же Япония и Россия нашли общей язык в своей китайско-корейской политике. В 1870-1871 гг. Россия ввела войска в некоторые пограничные области китайского Восточного Туркестана (город Кульджа и «северную часть Тянь-шаня»), где произошло антикитайское восстание местного мусульманского населения. Политики в Санкт-Петербурге подумывали о включении в сферу влияния империи  всего «бунтующего»  Восточного Туркестана, однако «юридически дело было поставлено так, что своей экспедицией русские  как бы оказывали соседскую услугу законному правительству богдыхана, восстанавливая порядок за его счет и в его пользу…».

У Японии в свою очередь, и это не стало тайной для Санкт-Петербурга, имелись планы захвата некоторых островных китайских территорией и полного вытеснения китайцев из Кореи. Таким образом, любой японско-китайский конфликт на руку Санкт-Петербургу.  На побережье Корейского полуострова под «военный шумок» Россия рассчитывала заиметь свою идею фикс – незамерзающую военно-морскую базу!

В Японии в «1871 году феодальные владения (хан) дайме  конфискованы центральным правительством… феодальные кланы ликвидированы полностью… дайме заменялись губернаторами». Вся земля объявлялась собственностью императора. «Были уравнены в правах перед законом низшие классы… Буддизм перестал считаться официальной религией». 

В 1872 г. в Японии вступила в строй первая железная дорога – Токио-Иокогама.

В том же году в состав японской империи включены острова Рюкю (Окинава), ранее де-юре вассальные Китаю (с XVII века де-факто «признавали двойной суверенитет – Китая и Японии…»).

В 1873 г. в Токио начато строительство большого дома для Духовной Миссии и основано Православное общество.

В 1874 г. японский экспедиционный корпус высадился на  китайском острове Тайвань (частично перевезен на торговых судах США). Повод – убийство местными жителями нескольких  рыбаков с островов Рюкю (в 1871 г.). Но, в Токио вскоре посчитали, что оккупация острова, не смотря на все выгоды, чрезвычайно усиливает военно-политическое влияние старо-самурайской партии в Японии, которая выступала против курса реформ. По приказу императора японские войска ушли с Тайваня и начались мирные переговоры с Пекином. Китай вынужден открыть порты Тайваня для торговли с иностранцами и заплатить Японии крупную контрибуцию.

В 1875 г. Владивосток получает статус города.

В 1876 г. японские войска оккупировали острова Бонин (500 миль к югу от Токио, Тихий океан).

В том же году на верфи Нагасаки заложен первый японский пароход – «Касуга-Мару».

Военно-экономическая слабость России, а еще точней отсутствие государственной воли, в последний период правления Александра II, привела не только к катастрофе европейской  политики империи на Берлинском конгрессе в 1878 г., но и к тому, что в феврале 1881 г., российское правительство, под  угрозой войны с Китаем, который политически поддерживала и усиленно вооружала Великобритания, подписала новый договор с Пекином (переговоры продолжались с 1879 г.). Войска выведены практически со всей ранее оккупированной территории, кроме «западной части Илимского края… для поселения в оной тех жителей края…», которые не пожелали вновь оказаться подданными Китая.

 Россия так же получила денежную компенсацию за «помощь» и некоторые привилегии для своих купцов. Китайцы, и это естественно для их геополитики, остались недовольны договором и приплюсовали на счет России очередное унижение Поднебесной на государственном уровне. «Северным варварам» не собирались забывать и то, что они вынудили Китай отказаться от Приамурья и Приморья.

 Япония же избрала роль доброжелательного, но стороннего наблюдателя, но Россия ее не в чем не упрекала, во всем винилась Великобритания!

  В Санкт-Петербурге считали, что война с Китаем вполне реальна! В конце 1880 г. в Нагасаки находились 16 боевых кораблей и пароход Доброфлота под командованием вице-адмирала С. С. Лесовского (впоследствии адмирал и управляющий Морским ведомством).

 В Японии эскадра простояла до весны 1881 г., затем часть кораблей ушла на Балтику. Стало очевидно, что войны с Китаем не будет! Россия пошла на уступки!

В 1880 г. отец Николай возведен в епископы (архиепископ с 1906 г., канонизирован Русской Православной Церковью в 1970 г.).

 В период правления Александра III (1881-1894), внешне отношения между Японией и Россией были дружественными, и Санкт-Петербург дорожил этой дружбой!  Российская  эскадра Тихого океана годами базировалась на Нагасаки.  Морякам предоставлялось все необходимое, офицеры даже могли по своему желанию завести временных жен-японок. Временную жену-японку, имел в период своего пребывания в Нагасаки, и офицер винтового корвета «Рында» – лейтенант великий князь Александр Михайлович. Так же удостоился аудиенции у японского императора.

В 1882 г. состоялся первый выпуск Православной Духовной Семинарии.

В 1884 г. Япония организовала в Сеуле переворот, король И Хый был арестован и в корейской столице появились японские войска. Но и для Китая, такое развитие событий не стало неожиданностью. В Корее уже дислоцировались и китайские войска. Токио не решился на открытую войну с Китаем, а здесь еще вмешалась Россия.

В том же 1884 г. Китай «окончательно признает суверенитет Японии…» над Окинавой.

 В 1885 г. Санкт-Петербург попытался получить согласия от Сеула на проведения переподготовки корейской армии российскими инструкторами и предоставление России в аренду незамерзающего порта («США заключили торговый договор с Кореей в 1882 г., Англия и Германия – в 1883 г…»).

Ответным политическим шагом Китай и Япония заключили договор, по которому Корея как бы стала считаться, под совместным протекторатом.

Но теперь вмешался Лондон, английская эскадра  появилась в районе Корейского пролива и оккупировала корейские острова Комуньдо.

 Российская империя прервала переговоры с Кореей и договорилась с Китаем и Японией о совместных политических действиях против Лондона. Санкт-Петербург пообещал своим азиатским союзникам, что не будет претендовать на корейские порты, если и Великобритания освободит оккупированные острова.

Лондон и был заинтересован в сохранении статус-кво на Дальнем Востоке, в 1887 г. английские корабли покинули острова Комуньдо.      

 Япония в эти годы усиленно готовилась к большим войнам, создавался собственный военно-промышленный комплекс, так  уже в 1889 г. японцы сумели на собственной верфи построить броненосный крейсер на уровне мировых стандартов (при содействии французских корабелов!).

 Отсутствие государственной коррупции, т.е. бюджет страны не разворовывался, позволяло закупать огромные партии новейшего вооружения, привлекать к сотрудничеству ведущих европейских специалистов, а всеобщая воинская повинность была введена в Японии еще в 1873 г. (в России в 1874 г.).

И вообще Россия абсолютно не реагировала на все эти приготовления, разведывательная деятельность против Японии не велась. В Санкт-Петербурге возобладало мнение, что Япония напрасно тратит свой бюджет на европейское оружие, что квалифицированно его использовать в войне она не сможет. Да и сама возможность войны Японии с любой мировой державой абсолютно отрицалась! Китай традиционно казался более опасным соседом уже из-за своих размеров.

В феврале 1889 г. в Японии обнародована конституция.

 В феврале 1891 г. Александр III подписал указ о сооружении одноколейной транссибирской железной дороги до Владивостока, исключительно через российскую территорию и на деньги госбюджета, которую планировалось ввести в эксплуатацию в 1903 г.

 Дорогу планировалась строить с двух сторон: от Миасса на восток, и от Владивостока на запад. Стоимость строительных работ – 350 млн. рублей.

 Однако для финансовой элиты империи, еще на фазе подготовки проекта, т.е. с самого начала, было очевидно, что  Россия не сможет построить дорогу не только на деньги казны, но абсолютно не реально найти для этого проекта средства в российском частном секторе экономики. Понимал это и один из главных инициаторов постройки Трансиба, министр финансов с августа 1892 г. Сергей Юльевич Витте, т.е. привлечение иностранного капитала со всеми вытекающими последствиями становилось неизбежностью!

 Так же учтем, что уже во время проработки проекта появилась идея «спрямить» магистраль через территорию Китая. Но, император Александр III сказал категорическое нет!

 В конце апреле 1891 г. в  Японию, в порт Нагасаки на броненосном фрегате «Память Азова», в сопровождении еще 5-ти военных кораблей – («Манчжур», «Бобр», «Кореец», «Джигит», «Адмирал Нахимов») прибыл с официальным визитом цесаревич Николай Александрович.

 11 мая (по н. ст.) 1891 г. во время посещения города Оцу цесаревич ранен мечом в голову полицейским Цуда Сандзо, которого арестовали на месте преступления и даже тяжело ранили его же собственным мечом при задержании.

 Николаю Александровичу сразу же делают перевязку и под усиленной охраной доставляют в гостиницу в Киото. Здесь его посетил император Мэйдзи (Мацухито).

Через несколько дней цесаревич переехал из гостиницы на «Память Азова», здесь его вновь посетил японский  император. 19 мая 1891 г. крейсер вышел в море и отправился в порт Владивосток.

 Здесь цесаревич  «положил  начало работам по сооружению Велик.  Сибир. ж.-д. пути, собственноручно положил первый камень и привезя первую тачку земли» (фактически работы уже шли полным ходом).

 Церемония закладки прошла в двух с половиной верстах от Владивостока. После молебна и салюта из крепостных и корабельных орудий, Николай Александрович собственноручно загрузил тачку почвой и подкатил ее к месту будущего производства работ. После этого цесаревичу подарили икону, он принял доклад от начальника работ Уссурийской железной дороги и на специальном поезде Николай Александрович отбыл со свитой во Владивосток.  

Во Владивостоке цесаревич, провел еще одну символическую церемонию – заложил камень и серебряную табличку в основание вокзала (затем Николай Александрович через Сибирь вернулся в Санкт-Петербург).

 Цуда Сандзо, после следствия, предстал перед выездным заседанием верховного суда  в Оцу, и по законам японской империи приговорен к пожизненной каторге (скончался по официальной версии от воспаления легких уже осенью 1891 г.).

 Александр III и Николай Александрович официально выразили удовлетворение приговором суда.

По японским источникам, Сандзо даже просил у императора разрешения сделать харакири, но получил отказ.

Известно, что помогавшие задержать Сандзо японские рикши были награждены орденами Св. Анны 3 степ., денежной премией в 1500 долларов и им установили пожизненную пенсию в 500 долларов в год.

В том же 1891 г. в Токио освящен храм Воскресения Христова (на тот момент самое высокое здание в Токио).

 В 1893 г. цесаревич назначается председателем специально созданного Комитета Сибирской железной дороги, т.е. отец-император привлек его именно к вопросам дальневосточной политики империи.

Весной того же года во Владивосток с визитом вежливости заходила японская эскадра. В ее состав входил и бронепалубный крейсер «Нанива» под командованием  капитана 1-го ранга Хейхатиро Того! 

  В 1894 г. Николай Александрович, после смерти отца становится императором Николаем II.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

                                                             

 

 

Сайт создан в системе uCoz